Доступная среда
Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)
Специально оборудованные учебные кабинеты
Для организации образовательной деятельности детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ №4 функционируют 5 групп общеразвивающей направленности, 1 группа компенсирующей направленности.
При организации развивающей предметно-пространственной среды в групповом помещении группы компенсирующей направленности для детей 4-5 лет №2 для ребенка-инвалида оборудован уголок сенсорного развития, в котором размещены игры пособия для развития мелкой моторики и ориентации в пространстве. Также, в каждом групповом уголке имеются игры пособия, подобранные для разностороннего развития ребенка-инвалида.
Кабинет педагога-психолога предназначен для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми детьми с ОВЗ, детьми - инвалидами, диагностического обследования детей, индивидуальной работы с родителями (законными представителями) детей, работы с педагогами МБДОУ №4 п.Энергетик. Кабинет оснащен диагностическим, методическим материалом и учебно-наглядными пособиями.
Организованная развивающая предметно-пространственная среда в кабинете учителя-логопеда создает возможность проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.
Объекты для проведения практических занятий
Комната психолога используется для проведения практических занятий с инвалидами и лицами с ОВЗ
В МБДОУ № 4 оборудованы следующие помещения для проведения практических занятий с днтьми, в том числе приспособленных для детей-инвалидов : музыкальный зал, физкультурный зал, кабинет педагога-психолога, кабинет учителя -логопеда.
В МБДОУ № 4 оборудованы следующие объекты для проведения практических занятий с ребенком -инвалидом, расположенными на территории: теневые навесы, спортивная площадка, волейбольная площадка, "Тропа здоровья", метеостанция.
Библиотека
Библиотечный фонд дошкольного образовательного учреждения укомплектован печатными учебными изданиями, электронными учебными изданиями, методическими изданиями, периодическими изданиями. Библиотека МБДОУ№4 оборудована в методическом кабинете
Спортивные объекты
Для обеспечения разнообразной двигательной активности воспитанников в МБДОУ №4 оборудованы и функционируют следующие объекты спорта, предназначенные для проведения занятий с детьми, в том числе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья:
1. Физкультурный зал предназначен для проведения утренней зарядки, занятий физической культурой с детьми, в том числе с детьми – инвалидами и детьми с ОВЗ; для проведения спортивных праздников, развлечений всех возрастных группах, в том числе с детьми – инвалидами и детьми с ОВЗ; для проведения спортивных соревнований с участием родителей (законных представителей) воспитанников.
Физкультурный зал оснащен мебелью, соответствующей требованиям, установленным техническими регламентами.
Для проведения физкультурно-оздоровительной работы, утренней гимнастики, занятий физической культурой и спортивных развлечений используется музыкальное сопровождение. Детские песни и мелодии обновляется для стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности детей. Все это позволяет организовывать работу по сохранению и укреплению здоровья детей, созданию положительного психологического климата в детских коллективах, а также по всестороннему развитию каждого ребенка.
2. Спортивная площадка. На территории МБДОУ №4 располагается спортивная площадка, способствующая полноценному физическому развитию, укреплению здоровья ребенка и содействию всестороннего развитию его личности. Спортивная площадка предназначена для проведения занятий физической культурой на открытом воздухе, спортивных и подвижных игр, досуговых мероприятий, праздников с воспитанниками, в том числе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ.
3. Физкультурные центры вгруппах организованы для проведения оздоровительно-профилактической работы с детьми в группе, в том числе с детьми – инвалидами и детьми с ОВЗ; развитие двигательной активности и физических качеств детей, расширение индивидуального двигательного опыта в самостоятельной деятельности, формирование у детей, в том числе у детей – инвалидов и детей с ОВЗ осознанного отношения к своему здоровью и здоровью окружающим.
Средства обучения и воспитания
Для осуществления образовательной деятельности с ребенком – инвалидом и детьми ОВЗ в МБДОУ № 4 используются различные средства обучения и воспитания:
- приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь - световые столы для рисования песком, обручи, скакалки, гимнастические обручи разной величины, флажки, мешочки для метания, гантели, тоннели, фит-бол, гимнастические ленты, мат, мешки для прыжков, массажные мячи, мячи баскетбольные, набивные мячи, гимнастическая доска, гимнастические скамейки, дуги для подлезания, детский тренажер "Беговая дорожка" ;
- инструменты (в том числе музыкальные) - металлофон, барабан, треугольник, звуковысотные колокольчики, тарелки металлические, маракасы, губная гармошка, трещотки, ложки деревянные , скрипка, гитара, маракасы из бросового материала, бубенцы, балалайки, бубен, дудочки, погремушки, кастаньеты, детская гармонь.
- учебно-наглядные пособия - серия наглядно-дидактических пособий: «Грамматика в картинках»: «Словообразование», «Один-много», «Ударение», «Множественное число», картотека предметных картинок "Животные жарких и северных стран, животный мир океана", "Бытовая техника", "Школьные принадлежности", "Образный строй речи дошкольника (атрибутный словарь), "Веселая артикуляционная гимнастика", "Артикуляция звуков в графическом изображении", наглядно-дидактическое пособие "Развитие речи в детском саду для занятий с детьми 4-6 лет", "Рассказы по картинкам": "Весна", "Лето", "Осень", "Зима", "Родная природа", "Летние виды спорта", "Профессии", "Курочка Ряба", "Колобок", "Репка", "Теремок", "Великая Отечественная война", "Защитники Отечества", "Логопедический альбом для обследования звукопроизношения", " Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи";
- аппаратно-программные и аудиовизуальные средства - проектор, экран, музыкальный центр, пианино, аудио подборка художественных произведений;
- печатные образовательные ресурсы необходимые для организации образовательной деятельности - комплект детских книг, энциклопедии, набор букв русского алфавита;
- иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности - дидактические и наглядные пособия, магнитная доска.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Состояние доступности основных структурно - функциональных зон: доступно - частично избирательно.
В МБДОУ №4 созданы условия для доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями:
- при входе в здание МБДОУ № 4 расположена кнопка домофона;
- при входе в МБДОУ №4 имеется вывеска с названием организации, графиком работы организации, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
- вход в здание МБДОУ №4 оснащен пандусом ;
- официальный сайт МБДОУ № 4 имеет версию для слабовидящих (для инвалидов или лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению).
В соответствии с Паспортом доступности МБДОУ № 4 для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования, сроки и объемы работ, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления на нем услуг в соответствии с требованиями законодательства запланированы в срок до 2027 года.
Специальные условия питания
Одним из факторов, обеспечивающих гармоничный рост, полноценное физическое и нервное развитие детского организма, устойчивость к действию инфекций и других неблагоприятных воздействий окружающей среды является организация рационального питания в МБДОУ № 4 .
Основными принципами питания в детском саду являются:
- обеспечение достаточного поступления всех питательных веществ;
- соблюдение режима питания;
- выполнение правил технологии приготовления блюд.
Приготовление пищи для воспитанников производится на пищеблоке МБДОУ №4 из сырья поставляемом поставщиками по договору. Составлено и утверждено10-дневное меню, разработанное с учетом физиологических потребностей детей в калорийности и пищевых веществах. Также имеется картотека блюд с разработанными технологическими картами, позволяющими выдерживать все требования к приготовлению разнообразных детских блюд. МБДОУ № 4 посещает ребенок - инвалид, который не имеет ограничений в питании, соответственно разработанное 10-дневное меню соответствует его потребностям.
Питание организовано четырех разовое, в соответствии с примерным цикличным меню и технологией приготовления пищи. Проводится витаминизация 3-го блюда. Натуральные нормы питания колеблются в пределах от 90 до 100 % .
При организации питания соблюдаются возрастные физиологические нормы суточной потребности в основных пищевых веществах. Завтрак составляет 20% суточной калорийности, 2-ой завтрак -5%, обед 35%, полдник 15%, ужин 25%. Важно правильное распределение различных продуктов в течение суток. В течение года между завтраком и обедом дети получают соки, фрукты. В еженедельный рацион питания включены фрукты, овощи, мясо, рыба и творог. В организации питания ребенка раннего и дошкольного возраста большое значение имеет соблюдение определенного режима, что обеспечивает лучшее сохранение аппетита. Выдача готовой пищи с пищеблока и прием пищи в группе осуществляется согласно режима дня. Перед раздачей пищи в группы бракеражная комиссия снимает пробу. Ежедневно проверяется качество поставляемых продуктов, осуществляется контроль за сроками реализации и правильностью их хранения.
В правильной организации питания детей большое значение имеет создание благоприятной и эмоциональной и окружающей обстановке в группе. Группы обеспечены соответствующей посудой, удобными столами. Блюда подаются детям не слишком горячими, но и не холодными. Воспитатели приучают детей к чистоте и опрятности при приеме пищи.
В МБДОУ №4 организован питьевой режим, используется кипяченная питьевая вода.
Питание детей в детском саду организовано в соответствии с требованиями Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 27 октября 2020 г. № 32 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения""
Специальные условия охраны здоровья
Охрана и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие, закаливание организма - одно из ведущих направлений деятельности учреждения. В МБДОУ №4 созданы благоприятные условия для реализации данного направления. Имеется физкультурный зал, спортивная площадка, физкультурные центры в каждой возрастной группе, оснащены всем необходимым оборудованием для развития двигательной активности детей, профилактики плоскостопия, нарушения осанки.
В группах имеется здоровьесберегающее оборудование (зрительные тренажеры, массажные мячи, бактерицидные лампы).
В здании детского сада на 2 этаже располагается медицинский кабинет и процедурная. Медицинский кабинет оборудован в соответствии с СанПиН. Медицинское обслуживание воспитанников осуществляется медицинским персоналом , на основании заключенного договора.
На основании медицинских обследований детей узкими специалистами, опросов родителей, медицинским работником воспитанники определяются в группы здоровья, подготавливаются рекомендации для педагогов по проведению физкультурно - оздоровительной работы. Регулярно воспитателями проводится анкетирование родителей по различным вопросам (о состоянии здоровья детей, формах взаимодействия детского сада и семьи по снижению заболеваемости и др.).
Профилактические меры по снижению заболеваемости у детей:
- соблюдение режима дня;
- ежедневные прогулки;
- снятие умственной усталости во время занятий (физминутки, релаксационные паузы, массаж ушных раковин);
- комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения, плоскостопия, осанки; -наличие в групповых помещениях здоровьесберегающего оборудования (зрительные тренажеры, бактерицидные лампы);
- дыхательная гимнастика;
- С-витаминизация;
- ежедневное употребление салатов из свежих овощей, фруктов, сока;
- организация теплового и воздушного режима помещения;
- утренняя гимнастика;
- корригирующая гимнастика;
- физкультурные занятия;
- закаливание ( ходьба босиком, оптимальный двигательный режим);
- в холодное время ходьба по массажным коврикам, в теплое время по Тропе здоровья; -мероприятия на период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ (употребление фитонцидов);
- использование в работе современных здоровьесберегающих технологий;
- вакцинация по возрасту противогриппозной сывороткой.
Педагоги дошкольного учреждения осуществляют тесное взаимодействие с семьями воспитанников по всем вопросам оздоровления детей, проводят совместные мероприятия с родителями, индивидуальное консультирование родителей. В каждой возрастной группе имеются информационные стенды, в которых периодически размещается информация о проблемах сохранения и укрепления здоровья, организации и ведении здорового образа жизни. Широко используются возможности сайта дошкольного учреждения.
Для укрепления здоровья детей в летний период с использованием естественных природных факторов на участках организована «Тропа здоровья».
Цель «Тропы здоровья»: проведение профилактики и коррекции здоровья детей дошкольного возраста в игровой форме.
Основными задачами организации «Тропы здоровья» являются:
- профилактика плоскостопия;
- улучшение координации движения;
- улучшение функций сердечно¬сосудистой и дыхательной систем;
- повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям;
- улучшение эмоционально¬-психического состояния детей;
- приобщение детей к здоровому образу жизни.
Медицинское обслуживание детей,в т.ч. детей с ОВЗ небольшой и средней тяжести в детском саду осуществляет медицинская сестра.
Доступ к информационным системам
В МБДОУ № 4 с целью повышения качества дошкольного образования, а также для обеспечения эффективной социализации всех участников образовательного процесса в условиях информационного общества создано единое информационное пространство. Имеется следующее оборудование:
-электронная почта;
-сетевая точка выхода в Интернет;
-разработан и действует сайт ДОО.
Доступ к информации для всех категорий граждан, в том числе для инвалидов и лиц с ОВЗ, представленной на официальном сайте МБДОУ № 4 обеспечен наличием версии для слабовидящих.
Локальная сеть обеспечена доступом к сети Интернет . Оказание данных услуг осуществляет провайдер ОАО «Ростелеком».
Доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается
Электронные образовательные ресурсы
Дети с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. Приспособленные электронные образовательные ресурсы для использования детьми с ОВЗ в ДОУ отсутствуют
Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитие и интернат на балансе МБДОУ №4 отсутствуют